16 октября 2014 года на базе нашей школы прошел семинар РМО учителей русского языка «Организация современного урока русского языка в рамках реализации ФГОС. Подготовка к итоговой аттестации» Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Их множество. ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Урок должен быть добрым. Именно таким он получился в 5 классе у учителя русского языка и литературы Бронниковой Л.А. Пятиклассники работали по теме: «Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство». Урок должен быть творческим. Учитель Поспелова Л.Н. показала с учащимися 8 класса урок русского языка по теме «Предложение – основная синтаксическая единица», посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. На этом уроке восьмиклассники работали с опорными конспектами, читали наизусть и анализировали стихи М.Ю.Лермонтова, а в память о знаменательной памятной дате зажгли свечу у портрета поэта. Урок должен быть проблемным и развивающим. Семиклассники с Яковлевой Н.М., учителем с большим стажем, работали над страдательными причастиями настоящего времени. И, поверьте, на уроке «страдали» только причастия! На круглом столе по теме семинара педагоги района обменялись впечатлениями от посещенных уроков, а также обсудили свои наболевшие проблемы. |